Друг Год выпуска: 1987
Страна: СССР
Жанр: Драма, притча, фантасмагория
Продолжительность: 01:18:21
Перевод: Не требуется
Режиссер: Леонид Квинихидзе
В ролях: Сергей Шакуров, Василий Ливанов (голос Друга), Елена Соловей, Игорь Ясулович, Виктор Уральский, Анатолий Ромашин, Галина Польских, Татьяна Кочемасова, Наташа Коренченко, Татьяна Степанова, Софья Горшкова, Мирча Соцки-Войническу, Александра Харитонова, Александр Стариков, Зоя Исаева, Татьяна Егорова, Виктор Кремлев, Екатерина Куравлёва, Светлана Орлова, Надежда Самсонова, ньюфаундленд Ютгай
Описание: Главный герой фильма - пропойца Колюн, бывший музыкант, а ныне - алконавт высшего пошиба, не потерявший, однако, еще чувства юмора - своеобразного, иногда "дежурного", но очень понятного. Работает Колюн (а скорее, валяет дурака) в химчистке, где есть "корешок", с которым завсегда можно выпить, - были бы деньги. И, чтобы добыть эти самые деньги (вечная проблема пьяницы - на что выпить), Колюн берет "напрокат" у химчистки какой-нибудь пиджачок пофасонистее, галстук-"бабочку" (имея при этом ниже пиджака вытянутые на коленях, грязные, рваные напрочь спортивные трико и кеды) и отправляется на расположенный неподалеку Птичий рынок - сшибать рубли на опохмел. Вот тут-то и встречается ему бывший собрат по пьянке, "завязавший" накрепко год назад. Он дает Колюну на бутылку, да не на одну, но с условием весьма странным: Колюн должен взять домой и оставить у себя жить здоровенного ньюфаундленда. Обалдевший Колюн сперва отказывается, но, услышав, что пса можно продать, самое малое, рублей за двести, и пересчитав эту сумму на бутылки, радостно соглашается. Да пёс-то оказался не простым, а говорящим. И, мало того, что говорящим, но еще и непримиримым борцом за трезвый образ жизни...
Доп. информация:
Саундтрек По пьесе Эдуарда Акопова "Пёс". Сценарий: Эдуард Акопов.
Композитор и вокал: Александр Розенбаум.
Награды: приз за лучшую мужскую роль Сергею Шакурову на ВКФ в Баку (1988)
Фильм начинается цитатой Иван Бунина из рассказа «Сны Чанга»: «Не всё ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле».
Во время прогулки Колюн смотрит эпизод фильма «Жестокий романс» (1984).
Ограничения на просмотр: для любой зрительской аудитории
Рецензия: Сергей Кудрявцев Трагикомедия-фантазия 7/10
Спасительна ирония этой очень необычной ленты, где безымянная собака, которая случайно досталась одному алкоголику и была названа им просто Другом, не только оказалась говорящей, но и попыталась отвратить пока ещё не окончательно пропащего человека от пагубного пристрастия к «зелёному змию».
Разговаривая весьма характерным голосом актёра Василия Ливанова, большой чёрный пёс породы ньюфаундленд (что само по себе нетрадиционно для отечественных картин о собаках, поскольку нередко предпочтение отдаётся доблестным овчаркам или же симпатичным дворнягам) воспитывает и наставляет своего человечьего спутника жизни на путь истинный, неизбежно становясь авторским резонёром. Однако именно обнажение условного приёма и его намеренное остранение как раз и не позволяет создателям картины впасть в разоблачительно-осуждающую патетику, произвести на свет очередное злободневное произведение на антиалкогольную тематику.
Несомненно, что в данном случае пригодился опыт работы режиссёра Леонида Квинихидзе в жанре занимательно-условных фильмов (чаще — музыкально-сказочных), хотя для него обращение к столь невыигрышно обытовлённой проблеме было исключительно рискованным. Тем не менее, закономерно, что сложнее всего общаться с остающимся за кадром Ливановым и, разумеется, с собакой на экране (а ей не так уж трудно быть естественной, вовсе не ведая, какую прямую речь приписывают ей авторы) пришлось Сергею Шакурову, исполнителю роли Колюни, ныне — никудышного забулдыги, а в прошлом угадывается в этом персонаже интеллигентный и по-своему одарённый человек, который бессмысленно загубил собственную жизнь.
Если уж дальше фантазировать по поводу данного героя «фантасмагорической мелодрамы» (любопытное определение из «Домашней синематеки» Сергея Землянухина и Мирославы Сегиды), то, наверно, следует признать его совсем разуверившимся в людях и безвольно покатившимся вниз собратом талантливого музыканта из «Шляпы», одной из прежних работ Квинихидзе. И приз за лучшую мужскую роль, который был вручён Шакурову на последнем состоявшемся Всесоюзном кинофестивале в Баку, как бы подтверждает верность актёрского тона в дважды щекотливой ситуации (алкоголик ведёт душещипательные беседы с лохматым четвероногим существом — ну, чем не плод белой горячки?!). Сыграв же через пару лет ещё одного оступившегося типа в ленте со знаменательным названием «Собачий пир», Сергей Шакуров был, к сожалению, уже чересчур озабочен беспощадной демонстрацией неприятных примет человеческого падения, что соответствовало возникшей в постперестроечном кино ориентации на «чернуху».
Интересно, что вроде бы скромные (особенно по сравнению с другими «собачьими» картинами «Ко мне, Мухтар!» и «Белый Бим Черное ухо») прокатные результаты «Друга» являются довольно значительными для 1988 года — фильм попал в число двадцати наиболее кассовых за год и в какой-то степени противостоял уже нараставшей волне грубого, заземлённого и вообще безысходного отображения действительности.
1998
Качество: DVDRip-AVC
Формат: MKV
Видео кодек: AVC
Аудио кодек: AC3
Видео: AVC, 696x572 (1,298:1), 25 fps, 2169 kbps, 0.218 bit/pixel
Аудио: AC3, 48 kHz, 2 ch, 192 kbps
Скриншоты: